Акционерное общество «712 Авиационный ремонтный завод» расположен в одном из наиболее развитых областей Уральского региона г. Челябинске.

Официальной датой рождения завода считается 1 марта 1954 года, хотя история предприятия началась намного раньше, от авиационных мастерских, созданных в середине 30-х годов.

Директивой ГШ РККА от 13 февраля 1936 года было принято решение осенью 1936 года приступить к созданию 15-ой военной школы летчиков-наблюдателей в городе Челябинске. Одновременно с созданием школы, рядом с ней были созданы Челябинские авиационные мастерские по ремонту самолетов Р-5, Р-3Т, Р-3Е и авиадвигателей М-11, М-17, М-34, которые ежемесячно ремонтировали 3-4 самолета и 10-12 двигателей.

3 июля 1941 года с началом войны мастерские были срочно переведены из г.Челябинска, в поселок Шагол, ближе к аэродрому школы и железнодорожной станции, в более благоустроенные здания и сооружения, где в настоящее время и располагается завод.

Во время войны мастерские выполняли ремонт самолетов И-16. Выполняли также срочные правительственные спецзадания по доработке и ремонту двигателей для танков, ремонтировали двигатели М-25, М-105. Обеспечивали потребности школы летчиков-наблюдателей в ремонте самолетов По-2.

После войны на базе мастерских была сформирована ПАРМ-5 – передвижная авиационная ремонтная мастерская, которая выполняла средний ремонт и доработку бомбовым вооружением Ли-2.

1 марта 1954 года Директивой ГШ СА и ВМФ на базе ПАРМ-5 была сформирована 434-я авиационная ремонтная база, ставшая прообразом современного предприятия. Продолжая ремонт самолетов По-2, на предприятии освоен ремонт самолетов Миг-15, двигателей ВК-1А, начато освоение ремонта самолетов Ил-28.

 В 1956 г. из ремонта вышли 11 самолетов Миг-15, 16 самолетов Ил-28 и 200 двигателей ВК-1А. Это были первые значительные успехи, они вселяли уверенность в возможностях коллектива и вдохновляли на самоотверженный труд в дальнейшем. В это же время занимались строительством и благоустройством территории, производственных площадей.

В 1957 г. был введен в строй корпус самолетного цеха общей площадью 4668 кв. м. За успешное выполнение плановых заданий приказами ГК ВВС предприятие не раз отмечалось в числе лучших.

В 1960 г. ремонт самолета Ил-28 был временно прекращен и начато освоение капитального ремонта самолета Ли-2. В 1961 г. из капитального ремонта было выпущено 59 самолетов Ли-2.

27 апреля 1961 года 434-й авиационной ремонтной базе было присвоено условное наименование «Войсковая часть 13837», которое оставалось до 1996 г.

В 1963 г. были выпущены из ремонта 90 самолетов Ли-2, 500 двигателей ВК-1А, возобновлен ремонт самолета Ил-28.

1964 г. - отремонтировано 72 самолета ИЛ-28 и 750 двигателей ВК-1А.

60-е годы. На предприятии выполнены ремонты самолетов ИЛ-28, находящихся на вооружении ВВС зарубежных стран, таких как Польша, Венгрия, Финлянлия, Сирия, Алжир, Корея.

С 1 июля 1968 года 434-я авиационная ремонтная база была переформирована в 712 завод по ремонту авиационной техники. Это событие ознаменовалось началом подготовки к освоению ремонта самолета ТУ-124Ш - нового этапа в жизни трудового коллектива.

В 1971 году, по итогам соцсоревнования хозрасчетных предприятий ВВС заводу было присуждено переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС и первая денежная премия.

В 1971 г. выпущено из ремонта 66 самолетов Ил-28, 925 двигателей ВК-1А и 3 самолета ТУ-124Ш, введен в строй новый корпус ремонта и доводки самолета ТУ-124Ш общей площадью 4668 кв. м, увеличены площади цехов по ремонту авиационного оборудования и самолетных агрегатов.

С 1975 г. объемы ремонта: самолетов ТУ-124Ш - 14 машин в год, самолетов Ил-28 - более 40 единиц.

С 1980 г. по 1985 г. – освоение, ремонт самолета ТУ-134Ш (18 машин в год). В 1985 году ремонт самолета ТУ-134Ш передан на завод №407 МГА в г. Минск.

В 1981 году одним из первых в системе ремонта ВВС коллектив завода приступил к ремонту авиационной техники 4-го поколения – самолетов СУ-24 и СУ-24М - одного из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС.

В этом же году 712 завод по ремонту АТ переименован в 712 авиационный ремонтный завод (712 АРЗ).

В 1981 г. за 9 месяцев было отремонтировано и успешно облетано два самолета СУ-24. В 1985 г. было отремонтировано 19 самолетов СУ-24, а в последующие годы их выпускалось по 35-38 машин в год.

Середина 80-х годов явилась особым этапом в истории развития завода. Как сложное ответственное задание заводу было поручено освоение ремонта двигателей АЛ-21Ф-3А. Проводится значительная реконструкция производственных и вспомогательных фондов, увеличение производственных мощностей.

В 1987 году завод приступает к ремонту двигателей, эксплуатируемых в составе ремонтируемых самолетов. Тем самым 712 АРЗ вновь становится заводом, ремонтирующим самолеты и двигатели.

Начало 90-х годов отмечается особенно резким увеличением объемов производства, когда годовая программа ремонта составляла около 45 самолетов СУ-24, СУ-24М и порядка 90 двигателей АЛ-21Ф-3А.

В 1999 году ремонт самолетов - прекращен.

С 1 января 1996 года приказом ГК ВВС было аннулировано условное название «Войсковая часть 13837». С 1 сентября 2001 г. предприятие переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «712 авиационный ремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации.

25.12.2007г. федеральное государственное унитарное предприятие «712 авиационный ремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации преобразовано в Открытое акционерное общество «712 Авиационный ремонтный завод» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 г. № 1306-р.

Завод расположен на территории площадью 22,62 га. Площадь зданий и сооружений составляет 42433,1 кв. м , в том числе: производственная – 34136,8 кв. м , вспомогательная – 8296,3 кв. м.


Завод имеет самолетную стоянку площадью 4 га., связанную рулежными дорожками с ВПП аэродрома Шагол; так же связан железнодорожной веткой протяженностью 1 км со станцией Шагол, Южно-Уральской железной дороги.